МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ ВЕРЫ И ЕРЕСЬЮ
Прп. Викентий Леринский:
«Благочестие дозволяет (fas est) очищать, отделывать, отшлифовывать с течением времени древние догматы небесной философии; но изменять, уродовать, увечить их — нечестие. Дозволено придавать им наглядность, ясность и определенность (evidentiam, lucem, distinctionem); но необходимо, чтобы они сохраняли при этом полноту, целостность и свое особое значение (plenitudinem, integritatem, proprietatem). Ведь если бы в этом вопросе нечестивой лжи была дана свобода хоть однажды, то страшно сказать, сколь велика была бы от этого опасность совершенного разрушения и уничтожения религии.
Ведь стоит отречься хоть от какой-то части кафолического догмата, затем отвергнута будет и еще одна, и еще, и вновь еще и еще одна — как бы уже по обычаю и законно (more et licito). А после, когда отброшены будут по одной части нашего учения, что иное последует наконец, как не такое же отречение и от всего в целом? С другой стороны, если начнут примешивать к древнему — новое, к своему — чужое, к священному — мирское (profana), то это обыкновение с неизбежностью проникнет повсюду, так что после ничего не останется в Церкви нетронутого, ничего неповрежденного, ничего целого, ничего незапятнанного, но, где прежде было святилище чистой и непорочной истины, там окажется наконец блудилище (lupanar) нечестивых и постыдных заблуждений. Да отвратит сие нечестие от разума рабов Своих Божественная благость! Пусть будет оно, напротив, безумием нечестивцев.
Церковь же Христова, заботливая и осторожная блюстительница вверенных ее хранению догматов (depositorum dogmatum), никогда в них ничего не изменяет, ничего не уменьшает, ничего не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прилагает, своего не теряет, чужого не присваивает. Со всем усердием она старается единственно о том, чтобы, рассуждая о древнем верно и мудро, если что в древности очерчено и предначато, то в точности довершить и отделать; если что пояснено (expressa) уже и истолковано (enucleata), то укрепить и подтвердить; если что утверждено уже и определено (confirmata et definita), то сохранить».
_______________________________
Источник: Vincentius Lerinensis. Communitorium, XXIII 13-17 // CCSL. Vol. 64. P. 179-180
#православное_богословие@aletheia
#ереси@aletheia
#модернизм@aletheia
#патрология@aletheia
#цитаты_святых@aletheia